Дошли руки до ремонта

Сервисная политика Apple привлекла внимание ФАС.

Apple назвали монополистом на рынке ремонта iPhone в России. ФАС возбудила дело против российского представительства компании. Структуру Apple подозревают в злоупотреблениях доминирующим положением на рынке: компания предпочитает менять гаджеты, а не ремонтировать их. Насколько обоснованы претензии антимонопольной службы? Изменятся ли правила ремонта iPhone? В теме разбиралась Яна Лубнина.

Неравный бой с Apple начал россиянин Дмитрий Петров. Именно он подал жалобу в ФАС. Еще в прошлом году мужчина разбил дисплей своего iPhone SE: этот смартфон стоит около 40 тыс. руб. Чтобы устранить поломку, Петров обратился в авторизованный сервисный центр Apple. Там ему отказали в ремонте, но предложили доплатить 22 тыс. руб. за новый гаджет. Ранее в Apple отмечали, что это стандартная практика. Тем не менее, россиянин настаивает, что компания фактически принуждает покупать новый смартфон с небольшой скидкой. Хотя технику Apple можно починить во многих неофициальных сервисах, ФАС считает российское представительство монополистом на рынке. Только эта структура может использовать оригинальные запчасти. Но это почти ничего не меняет: американский IT-гигант не поставляет в Россию комплектующие.

Сервисная политика Apple действительно различается по всему миру, но в России компания могла бы обеспечить ремонт своих гаджетов, отметил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «В Америке и Европе Apple ремонтирует экраны, более того, заменяет их как детали. Соответственно, ремонт получается значительно дешевле. Таким образом, ФАС совершенно закономерно задала вопрос о том, почему это происходит на российском рынке. Думаю, что вменяемый ответ она получить не сможет, — отметил он. — Понятно, что на маленьком рынке, где продажи низкие, ремонтную фабрику открывать нецелесообразно, там нужно заменять телефоны. Но в России можно ремонтировать телефоны — здесь рынок огромный для Apple. Они просто никогда этого не делали, исходя из того, что им это не нужно, это дополнительные расходы».

Разбирательство с ФАС грозит Apple штрафом. Если факт злоупотреблений на рынке подтвердится, российскому представительству придется заплатить до 1 млн руб. Регулятор также может заставить компанию устранить нарушения, например, ввозить в страну запчасти для ремонта iPhone.

Партнер фирмы Orient Partners Александр Карпухин уверен, что у Apple наверняка найдутся аргументы, чтобы не заниматься починкой смартфонов в России. Но на решение ФАС это не повлияет.

«Компания Apple будет говорить о том, что в России отсутствует технологическая возможность замены сложных запчастей. Более того, конструкция аппарата Apple не предполагает возможности замены в нем неких ключевых узлов, в связи с чем единственное, что они могут сделать — это заменить телефон полностью. Учитывая активные действия Федеральной антимонопольной службы в последнее время против крупных корпораций, можно предположить, что она займет достаточно жесткую позицию, и, как минимум, вынесет предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства», — подчеркнул он.

Эксперты констатируют: даже если Apple изменит сервисную политику в России и начнет ремонтировать гаджеты, это не окажет существенного влияния на рынок. Цены в официальных центрах все равно будут выше. Например, в США замена дисплея iPhone стоит $129, то есть около 8 тыс. руб. А российские неофициальные сервисы сейчас просят за это в два раза меньше.

Это не первое дело, которое ведет ФАС против Apple. В августе регулятор заподозрил, что корпорация и ее подконтрольные структуры сговорились с реселлерами iPhone. Компании, которые занимаются перепродажей гаджетов, якобы координируют цены на них.

Коммерсант