ФАС присмотрелась к объемам топлива

Федеральная антимонопольная служба взяла бензин под пристальный контроль и призвала все крупные нефтяные компании отчитаться об объемах реализации моторного топлива на экспорт. Ранее президент Владимир Путин во время диалога с одним из рабочих на заводе «Россельмаш» в Ростове-на-Дону заявил, что поговорит с главой антимонопольной службы Игорем Артемьевым о возможности снижения цен на бензин.

Регулировать цены ФАС не сможет, в свою очередь, уверен представитель Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев: «На сегодняшний день у нефтяных компаний маленькая рентабельность, и если они опустят оптовые цены, то и розница сделает то же самое. Если же снижать только розничные цены, то даже крупные компании будут работать себе в убыток.

Здесь работают рыночные законы, и по указанию сверху ситуация не изменится.

Розница поднялась только потому, что ввели акцизы, и выросла налоговая нагрузка на производителей. Так что здесь все зависит от решений правительства, например, о снижении акцизов. Ведь компании не начнут работать в убыток, если ФАС даст такое указание».

Повышение акцизов кабмин одобрил еще полгода назад. Министр финансов Антон Силуанов тогда заявлял, что полученные деньги пойдут на строительство дорог в Калининграде, на Дальнем Востоке и в Крыму. Акцизы на бензин пятого класса и дизельное топливо поднялись с начала года уже примерно на 10%. Между тем, как подчеркнул замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, сейчас предпосылок для роста цен на моторные топлива нет.

Положение на рынке сейчас действительно нельзя назвать критическим, считает директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов: «Оптовые цены и на автомобильный бензин, и на дизельное топливо сейчас не растут. Их удалось существенно снизить благодаря увеличению реализации товара на биржевом рынке. И если смотреть на ситуацию именно с точки зрения баланса спроса и предложения, то предпосылок для роста оптовых цен сейчас нет, потому что сырья достаточно, и несмотря на большую привлекательность экспортного направления, оно остается внутри страны. Все это привело к тому, что по сравнению с началом декабря цены у нас резко снизились».

Государство слишком часто меняет правила регулирования топливного рынка, а компании адаптируются к изменениям медленно, считает аналитик консалтинговой компании «Верген Групп» Андрей Гордеев: «Достаточно часто меняются налоговые условия и правила игры. Участники рынка не могут быстро адаптироваться к ним. Что касается введения новых акцизов, то как они отразятся на розничном рынке, зависит в основном от того, насколько быстрыми темпами будут расти цены на топливо. Если они ускорятся, то, конечно же, производители постараются быстрее перенести увеличение налогов в розничную составляющую. Если же на рынке наступит затишье, то, скорее всего, действие отложенного эффекта продлится как можно дольше».

По данным Росстата, в прошлом году цены на бензин выросли более чем на 7%. Это примерно в три раза выше инфляции.

https://www.kommersant.ru